Ох, как не любят детки, когда их начинают учить уму-разуму! Это только в книжках ребёнок может подойти к папе и поинтересоваться: что — хорошо, а что — плохо. А потом сесть рядышком и слушать длинные проповеди и нравоучения.
А в жизни всё происходит до банальности просто. Дети начинают знакомиться с миром уже с самого раннего возраста, учась на всевозможных сказках. Колобок, Серый Волк, Медведь, Иван-царевич, Карлсон, старуха Шапокляк...
Поди разберись в этой веренице сказочных героев, чтобы понять маленьким детским умишком, кто же из них плохой и с него нельзя брать пример, а кто — хороший. Ведь часто бывает так, что сказочный герой по своей натуре лентяй и лежебока, а ему везёт сказочно! Взять хотя бы Емелю из сказки «По щучьему велению». Лодырь, какого свет не видывал, а поймал случайно рыбу и всё — жизнь в «шоколаде» оказалась: и получает вмиг, что хочет, и крыша над головой в виде царских хором вместо покосившейся избушки. А ведь мамы уже сколько лет читают эту сказку детям! И как объяснить малышу, что без труда и рыбку невозможно выловить, не то, что полцарства оттяпать!
И практически в любой сказке такой Иванушка-дурачок выходит победителем. Отсюда, наверное, и рождаются такие перефразированные поговорки, мол, «работа дураков любит» или «кто везёт — на том и едут».
А сколько есть знаменитых сказок, в которых хитрость и лукавство помогают получить желаемое! Взять хотя бы ту же Лисичку-сестричку, которая то Зайчика хитростью из дома выгонит, то Медведя подставит, вымазав ему мёдом живот. И не всегда ведь она получает по заслугам!
В детстве я зачитывалась книжкой «Карлсон, который живёт на крыше». Этот весёлый толстый человечек нравился всем деткам. А ведь, по сути, он — врунишка, жадина и хулиган! Я просто удивляюсь, как это дети не воспользовались его советом полазить по крышам и полетать под облаками! Но вот его знаменитая фраза: «Спокойствие, только спокойствие!» — стала девизом не только детей, но и взрослых.
У сегодняшних детей ещё больше возможностей познакомиться со сказочными героями. Дети часами сидят возле компьютера или телевизора, смотря сказку за сказкой. Я, например, и названия их уже не запоминаю, и герои все в голове перепутались. Но, следя за реакцией внука, я замечаю, что ему не только положительные герои нравятся, но и отрицательные. Просто потому, что они или весёлые, или песню классную поют. Внук даже не заморачивается выяснением того, кто хороший, а кто — злодей. Хотя если спросить, то он правильно расставит приоритеты.
Вот и задумаешься всерьёз, научит ли сказка чему-то хорошему? Я имею в виду только те сказки, где герои с помощью своей изворотливости или благодаря недалёкому уму получают желаемое. Например, Иван-дурак в одночасье стал Иваном-царевичем. Как ребёнку это объяснить? Хотя дети об этом не спрашивают. Это только взрослые раскладывают в сказках всё по полочкам, а дети просто слушают и радуются хорошему концу. Но если вас волнует то, что такая сказка может ребёнка плохому научить, то объясните ему, что такие перевоплощения бывают только в сказках. И что фразу «дуракам всегда везёт» понимать в буквальном смысле не надо. И для того, чтобы быть успешным и получить, что душа пожелает, надо много трудиться, а не жить за чужой счёт.
А сказка что? Правильно, ложь. Хотя и с намёком. А насчёт урока добрым молодцам... Надо подумать!
Комментарии и мнения